Или
Tape interchangeability adjustment JVC
Tape transport system adjustment SAMSUNG
Mechanism adjustment AIWA
Tape transport system adjustment TOSHIBA
Материал готовился на основании следующих материалов
JVC service manual video cassete recorder HR-J227MS/J229EE
SAMSUNG mechanical manual DX7-A/DX7-AC,DX8-A/DX8-AC
AIWA service manual video mechanism D-27 (apply to models VCR HV-FX22800 and up)
TOSHIBA service manual video cassete recorder V-405W
Основное внимание было уделено следующим вопросам:
1) настройка направляющих стоек
2) настройка синхроголовки
3) немного коснулся вопросов натяжения ленты
Намеренно не были рассмотрены вопросы настроек стерео аппаратов
и прочее из этой арии - разговор идет о двухголовых аппаратах, хотя все, что будет
сказано, применимо и к более высоким классам аппаратуры.
К сожалению, нет возможности воспроизвести осцилограммы.
Для настройки понадобится:
1. Осциллограф с входом внешней развертки - обязательно.
2. Тестовая кассета с записанным сигналом. Этот сигнал, в оригинале зовется stairstep,
на практике это черно - белые вертикальные полосы со звуковым сигналом 6 кГц. Такие
тестовые кассеты имею я. Тошиба пользует то же, но со звуковым сигналом 7 кГц.
Подобная тестовая кассета стоит уйму денег. Конечно по разному от фирмы. Но в среднем
50...100 баков. Можно обойтись качественной записью любого изображения, с наложенным
звуковым сигналом "синусоида" 6...7 кГц. Запись должна быть сделана на заведомо
исправном аппарате.
3. Отвертка с прорезями в шлице для настройки высоты направляющих стоек.
Здесь фантазия бурлит -- пользуют все - от обычных отверток до плоскогубц. Но лучше,
конечно, специализированную вещь. Фирменная стоит немерянно. Мелкая, вшивенькая
отвертка от Самсунга для настройки стоек в камере стоит 120 баков.
Когда я ее увидел меня чуть кондратий не хватил - столько денег за нее отдать.
Впрочем, другие фирмы более либеральны в отношении цен. От Айва стоит порядка 10 DEM.
4. Для регулировки натяжения ленты понадобится кассета соответствующая - которая меряет
натяжение. Не буду упоминать цену, чтобы не раздражать.
Итак, приступаем.
Регулировка высоты направляющих стоек.
"Землю" осциллографа на землю "видеомагнитофона".
Щуп приткнем к точке (ВНИМАНИЕ) частотно--модулированного видеосигнала.
Если нет схемы -- он может называться: PB FM, VIDEO ENV, PB RF, RF ENVELOPE....
Входом внешней развертки на сигнал HEAD SWITCH. Если сигнал не найти , то на
разьеме с усилителя видеоголовок пройдитесь щупом осциллографа - сигнал представляет
собой меандр 25 герц.Так вход на PB RF, а развертка внешняя от HD SWITCH.
Должны увидеть на экране осциллографа сигнал (ох как графики не хватает!).Сигнал
при исправном ЛПМ должен представлять из себя непрерывную полосу высокочастотного
сигнала -- идеале она непрерывна и одинакова по размаху. Размах ее составляет обычно
0.4-0.8 вольта. Если стойки неправильно отрегулированы по высоте, то на сигнале будут
наблюдаться складки, сигнал будет "горбиться"...
Если установить развертку в районе 25 герц, то будет заметна сегментность сигнала.
Каждый сегмент представляет собой сигнал с одной видеоголовки. Сигнал переключения
HD SWITCH с частотой 25 герц коммутирует сигнал на выходе микросхемы предварительного
усилителя, за счет чего обеспечиватеся непрерывность видеосигнала.
Если она из головок загрязнена, то это выражается в том, что размах одного из сегментов,
а точнее каждого второго сегмента будет резко уменьшен по сравнению с соседним.
Если высота высота направляющих стоек сильно сбита, то визуально на экране телевизора
будут видны множественные горизонтальные шумовые полосы. Чем сильнее сбита высота, тем
больше будет полос.
На осциллографе, на сигнале это будет проявляться в частых вертикальных складках
на сигнале. Если же высота немного отличается от номинальной, то на сигнал будет
сужаться по краям сегмента. Если сигнал сужается с левого края сегмента, то невыставлена
по высоте левая стойка, ну а правая часть сигнала - правая стойка.
(Да, забыл упомянуть, все мануалы заявляют, что уже на данном этапе, необходимо отключить
автоматический трекинг. Будем следовать указаниям свыше. Хотя я при настройке стоек себе
головы этим не заморачиваю. А вот при настройке синхроголовы - строго обязательно.
Отключите трекинг, и его ручной регулировкой выставите максимальный размах сигнала PB RF
на осциллографе. Регулировкой высоты стоек добейтесь маскимального ровного сигнала на
всем сегменте.
Если при всем старании вам так и не удалось устранить провал между сегментами, то,
вероятно сбита точка HEAD SWITCH POINT. Иными словами , выход усилителя коммутируется
не тогда, когда одна видеоголовка начинает читать запись, а другая уходит из
соприкосновения с лентой, а непосредственно в момент чтения - посередине чтения строчки.
На экране телевизора в этом случае как правило видна постоянная широкая горизонтальная
шумовая полоса, хотя в некоторых случаях она может появляться с периодичностью
где - то секунд в пять. В этом случае положение спасет переменный резистор с надпписью HD
SWITCH POINT. Как правило, в современных аппаратах он называется так. Раньше встречалась
надпись PG POS , PG MM.
Покрутив его, добейтесь отсутствия разрыва между сегментами.
Если резистор не нашли -- то не судьба. Сейчас все чаще производители переходят
на регулировку SWITCH POINT с пульта. У SAMSUNG и JVC это специальный сервисный пульт.
В этом случае -- прямая дорога в авторизированный сервис-центр.
Итак, вы добились хорошего сигнала. Напомню, что хорошим сигналом
является сигнал, идущий ровной полосой, без провалов, размахом 0.4-0.8 вольта.
Следующая стадия -- регулировка высоты и азимута аудио / синхроголовки.
Это настраивать несложно. Щуп осциллографа -- на выход звука по НЧ
и регулировкой винтов на площадке аудио / синхроголовки добейтесь максимального размаха сигнала.
А вот сейчас самая загадочная часть -- ответ на вопросы типа "а зачем там эта гаечка большая?"
Регулировка фазы синхросигнала (в оригинале A/C head phase (X-Value)-JVC).
Щуп осциллографа обратно на PB RF. Ленту с сигналом stairstep в режим
воспроизведения.
(Надеюсь вы регулировку стоек производили не в режиме стоп?)
Ручной трекинг поставить в среднее положение. То, что регулирует фазу синхросигнала
-- это конусная гайка, либо еще что-то, что немного (на 0.5 см) перемещает аудио / синхроголовку
вдоль ленты. Не вверх / вниз, не наклоняет ее от вертикали, а именно перемещает
ВДОЛЬ ленты.
Аккуратно производя движение синхроголовкой вдоль ленты, добейтесь максимального
размаха. Перед началом регулировки необходимо отпустить фиксирующие винты, а после
вновь их затянуть.
По опыту могу сказать, что иногда выставляю максимальный сигнал по осциллографу,
при переводе аппарата в режим "пауза" на изображении появляется помеха. Феномен
этого мне непонятен, но решается проблема как правило небольшим отклонением
высоты правой направляющей стойки от номинальной. На изображении это не сказывается,
а пауза даже у двухголового аппарата получается на уровне четырехголового.
Регулировка натяжения ленты.
У кого есть, выньте из портфелей кассету для измерения натяжения
ленты. В аппарат ее и в режим "вопроизведения".
В исправном аппарате величина натяжения ленты на ведомом подкассетнике составляет
от 35 до 48 грамм/см у JVC
от 70 до 130 у SAMSUNG
от 45 до 95 у TOSHIBA
32-43 у AIWA.
Ну вот, наверное и все, вроде основная часть освещена.
Вовка Мусулайнен
P.S. Критика и мордобитие в разумных пределах, пожалуйста.
|